Безопасность детей — это один из важнейших аспектов родительской заботы. Чтобы защитить своего ребенка, важно знать, как правильно обучать его безопасному поведению, понимать признаки опасных ситуаций и вовремя вмешаться, если это необходимо. Мы собрали ответы на ключевые вопросы о том, как помочь ребенку ориентироваться в мире и защищать себя от возможных угроз, передает iMedia.com.kz ссылаясь на liter.kz

На вопросы редакции ответила Алия Касымова, сертифицированный тренер по детской безопасности и мама 11-летней девочки из Семея. После того как ее дочь стала более самостоятельной, Алия поняла, что для ее безопасности ей нужны специальные знания.

В этом году Алия Касымова прошла обучение в Школе тренеров по детской безопасности в Алматы и успешно сдала аттестацию. Еще в детстве она начала заниматься айкидо, а в 2023 году получила черный пояс 1-й дан под руководством президента Федерации айкидо Казахстана Талгата Баяндинова и японского мастера Токашимы Сабуро. Теперь Алия обучает родителей и детей основам безопасности в современном мире.

– Какую информацию стоит объяснить детям, чтобы они знали, как действовать в опасных ситуациях?

– Прежде всего родителям необходимо выстраивать доверительные отношения с ребенком и быть для него авторитетом и другом. Родителям на постоянной основе необходимо информировать ребенка базовым правилам безопасности, приводить примеры. Однако, как показывает практика, детей необходимо обучать не только теоритическим, но и практическим навыкам. Именно практика дает отличный результат для того, чтобы ребенок смог действовать в непредвиденной ситуации. Таким навыкам я обучаю детей в своем городе – Семее. Для многих родителей первый тренинг становится неким открытием в воспитании своего ребенка, так как зачастую родители учат детей базовым правилам безопасности: “никуда не уходи с незнакомым человеком”, “ничего не бери с рук незнакомца”, “ходи в людном месте” и так далее. Но я, как мама девочки, как тренер по безопасности, понимаю, что спектр темы детской безопасности намного больше. Очень важно информировать ребенка, что в нашем мире существуют как хорошие люди, так и плохие, то есть те люди, которые нас могут обидеть, побить, сделать больно. И от таких людей у ребенка должна быть выработана самозащита.

– С какого возраста можно начинать разговоры о безопасности и какие аспекты нужно учитывать для каждой возрастной группы? 

– Я считаю, что с ребенком нужно начинать говорить как можно раньше на тему безопасности. Если это дети дошкольного возраста, родителям можно почитать поучительные сказки со смыслом или совместно посмотреть мультфильмы и на примере героев информировать ребенка, что случилось с героем и почему, как можно было предотвратить опасность, а также с раннего возраста ребенка необходимо учить правилам личных границ и не нарушать их самим в отношениях с ребенком. Например, постучать в дверь перед тем как войти в комнату с ребенком, при водных процедурах следует также спросить разрешение или проговорить, обращаясь к ребенку. Эти простые действия формируют у ребенка понимание личных границ. Для детей постарше важно научить их безопасности в социальной среде, взаимодействию с людьми, безопасности в лифте, подъезде, школе, на улице.

– Как научить ребенка правильно взаимодействовать с незнакомыми людьми? 

– На самом первом и базовом тренинге я обучаю детей, как распознавать потенциального преступника или опасного для ребенка человека, которого невозможно никогда определить по каким-либо внешним признакам. Практически у всех детей есть ошибочный стереотип о преступнике, то есть образ опасного человека в понимании у ребенка: это мужчина в маске, непременно с оружием в руках, неопрятно одетый, с прищуренным взглядом, а порой и в полосатой черно-белой пижаме, а улыбчивого опрятно одетого человека дети не воспринимают как опасного или подозрительного. Дети очень удивляются, когда узнают, что преступником может быть и женщина, и подросток, и даже пожилой человек.

Существует так называемое правило “2 метра – 3 секунды”, которое означает, что в целях своей безопасности ребенок не должен подпускать к себе незнакомого человека ближе, чем на 2 метра и разговаривать более, чем 3 секунды, иначе в любом случае взрослый человек заговорит с ребенком, найдет подход и уведет за собой. В этом случае ребенку необходимо соблюдать дистанцию 2 метра и не разговаривать с незнакомым человеком более, чем 3 секунды. Немедленно бежать в место, где много людей, обращаясь к безопасным прохожим, но никуда с ними не уходить. По статистике, 9 из 10 детей уходят с незнакомцем. Чтобы увести чужого ребенка, к примеру, с детской площадки, требуется не более 13-15 секунд, поскольку дети не осознают всей угрозы для них.

– Какие правила стоит объяснить детям о личных границах?

– Согласно статистике, примерно каждый пятый ребенок становится жертвой сексуализированных домогательств и насилия в разных формах. В 90% случаев дети, перенесшие сексуализированное насилие, знали людей, которые посягнули на их безопасность. Каждый третий малыш, подвергшийся насилию, никогда об этом не рассказывает. Чтобы такого не случилось, существует так называемое правило PANTS “нижнего белья” или “правило трусиков/купальника”. Данным правилам необходимо обучать родителям уже начиная с 2–3-летнего возраста.

Р1 правило: твои интимные части тела принадлежат только тебе, это твоя собственность. Ребенок должен знать, что все, что под нижним бельем, могут смотреть и трогать только мама и врач в исключительных случаях (гигиенические процедуры до определенного возраста или врачебный прием в присутствии мамы).

А2 Всегда помни, что твое тело принадлежит только тебе. Помни, что только ты можешь распоряжаться своим телом и никто другой не имеет права что-либо делать с ним.

N3 НЕТ означает НЕТ. Нет — это запрет. Ребенок вправе отказать в объятиях любому и даже самому близкому родственнику. Нельзя ломать его представление о своих границах, принуждая к тесным телесным контактам против воли ребенка. Так создается возможность агрессивного вмешательства в его личное пространство.

Т4 Говори открыто о своих секретах, которые тебя огорчают. Следует объяснить ребенку, что секреты бывают хорошие и плохие и нужно поделиться секретами, которые тебя тяготят. Когда взрослый человек совершил неприятные действия и назвал их “нашим маленьким секретом”, то о плохих секретах надо рассказывать всегда близким.

S5 Расскажи все, как есть, кто-то сможет помочь тебе. Расскажи все как есть, и тебе помогут. Ребенок должен быть уверен, что близкие люди не станут наказывать за плохие секреты, заранее нужно обсудить с ребенком, кому можно доверить секреты (например, воспитателю или учительнице).

Взрослые должны гарантировать, что рекомендуемые ими люди окажут помощь.

–  Есть ли рекомендации по разработке безопасного маршрута для ребенка, если он ходит в школу сам? Сейчас многие дети возвращаются со школы в темное время.

– До того момента, как ребенок пойдет в школу самостоятельно, родителям вместе с ребенком необходимо исследовать и выбрать безопасный маршрут от дома до школы. Для начала рекомендую составить и распечатать условную карту (на формате А4) района в радиусе от дома до школы с указанием магазинов, расположенных по пути. Эту карту ребенку необходимо всегда носить с собой или вложить в дневник. В маршруте должны быть места, где всегда есть люди, то есть я называю их “безопасные места”: магазины, аптеки, банк, остановка с людьми. В маршруте необходимо обратить внимание, если по пути есть кусты, заброшенные здания, безлюдные переулки, гаражи и иные укромные места, которые необходимо обходить стороной. Также ребенку необходимо объяснить, что делать в случае опасной ситуации, куда идти и к кому обращаться. Хочу также дать совет всем родителям, что ребенку необходимо выучить наизусть номер телефона родителей, это позволит в случае непредвиденных ситуаций быстро связаться с родителями, если телефон ребенка разряжен или утерян. Следует также обратить внимание на безопасность в подъезде и в лифте, поскольку эти места считаются опасными и большинство преступлений совершается именно в подъезде.

На тренингах я обучаю детей, как безопасно входить в подъезд и как по правилам безопасности пользоваться лифтом. Так, ребенку за 2 метра до подъездной двери необходимо осмотреться, оглянуться и, убедившись, что рядом никого нет, можно входить в подъезд. Если же на лестничной площадке стоит незнакомец, ребенку следует немедленно выйти из подъезда на улицу. По возможности родителям следует встречать детей со второй смены со школы или хотя бы ждать на лестничной площадке.

– Как научить ребенка отличать безопасные ситуации от потенциально опасных?

– Большинству детей с рождения прививают установки: слушайся взрослых, не перечь взрослым, не спорь со взрослыми, взрослым надо помогать, взрослых надо уважать и т.д. Многие родители на это возразят: “Без этих правил дети вырастут невоспитанными!” или “Мы в детстве всегда помогали незнакомым взрослым донести сумки, перейти дорогу и т.д.!”

В таких случаях родители допускают логическую ошибку, говоря: “слушайся взрослых”, они не уточняют каких именно взрослых и в чем именно. Следовательно, у ребенка возникает убеждение, что нужно помогать и слушаться абсолютно любого взрослого. Очень важно донести важное правило: “Взрослым помогают только взрослые!”

Взрослый человек никогда не обратится за помощью к ребенку, когда вокруг есть другие взрослые люди. Если ребенок не хочет показаться невоспитанным, он может вежливо отказать “Извините, я спешу”, “Извините, попросите кого-нибудь из взрослых”. К сожалению, мы живем в небезопасном мире и для ребенка отказать незнакомому человеку это вполне нормально. Ребенка необходимо научить, что безопасные ситуации – это когда незнакомец не приближается, долго не разговаривает с ним. К примеру, незнакомец спросил “Мальчик, где здесь аптека?” при этом незнакомец не сокращает дистанцию, не знакомится, долго не разговаривает с ребенком — это безопасная ситуация.

– Какие признаки могут указывать на подозрительное поведение взрослого по отношению к ребенку? Как родители могут заметить, что кто-то из окружения проявляет нездоровый интерес к их ребенку?

– Как бы это неприятно не звучало, по статистике в 80-90% случаях педофилом оказывается лицо из близкого окружения, которого ребенок знал. Родителям следует обратить внимание на такие признаки любого лица по отношению к ребенку:

  • Предпочитает общество детей, выделяет одного из детей таким образом, под которым ребенок чувствует себя особенным, во внимании.
  • Одаривает подарками, дает деньги.
  • Секретничает, создает тайну с ребенком под любым предлогом. Таким образом происходит приобщение к тайне.
  • Уединяется, прикрывает дверь от комнаты, в которой находится ребенок.
  • Настойчиво предлагает свою помощь присмотреть за ребенком.
  • Физический контакт: подолгу садит к себе на колени, щекотит, обнимает, целует, дотрагивается “случайно” до интимных мест ребенка.
  • Играет подолгу с ребенком.
  • Может зайти с ребенком в туалет, просит не входить без стука.
  • Проявляет интерес к интимному развитию ребенка, может предложить посмотреть фото, видео интимного содержания либо свои части тела.
  • Как зверь выбирает себе жертву, так и педофил узнает среду, в которой растет ребенок и смотрит на отношения, обстановку, доверие в семье, ищет слабые места ребенка.

– Как понять ребенку, что человек опасен и может быть педофилом?

– Детей необходимо научить защищать себя и свое личное пространство экологичным способом. Дети, которые уверены в себе, с большей вероятностью смогут дать отпор педофилу. Для того чтобы ребенок понимал и мог распознать из числа знакомых ему людей на потенциально опасных и безопасных, существует методика для того, чтобы у ребенка был сформировано понятие “опасно-безопасно”, которая называется “Круг доверия”. Данный круг, нарисованный совместно с мамой, позволяет ребенку отлично ориентироваться и правильно действовать, когда кто-то посягает на половую неприкосновенность ребенка. Также знания правил “нижнего белья” (“правило купальника”) позволят ребенку распознать опасного человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *