Наша редакция продолжает изучать вопросы развития казахстанской науки с Арманом Кашкинбековым, Председателем Совета директоров АО РНТБ, Академик МАИН.
Несмотря на понимание необходимости повышения эффективности научных исследований и роли науки в экономическом развитии страны, общая картина казахстанской науки по мнению Кашкинбекова не меняется. Те же действующие лица, те же методы управления в той же системе координат. Складывается впечатление, что все стороны, задействованные в системе управления наукой, достигли определенного консенсуса и «затихли» в ожидании «больших денег», которые начали поступать в эту отрасль.
Также Кашкинбеков добавил, что в сферу науки стали возвращаться те, кто еще несколько лет назад дискредитировал своё имя беспрецедентными гонениями на молодых учёных, обратившихся к Президенту за поддержкой. Многие помнят, что в 2018 году разразился скандал из-за несправедливых решений чиновников от науки при распределении грантового финансирования. Чтобы погасить конфликт потребовалось вмешательство Главы государства.
Сегодня мы видим, что методы управления и сама система управления наукой не только не изменились, но стали еще более закрытыми, бюрократическими, все решения принимаются в узком кругу и научное сообщество, как правило, просто ставится перед фактом.
Есть очевидные вещи: большие деньги требуют новых подходов, новых знаний и компетенций, иной системы управления, транспарентности и повышения личной ответственности топ-менеджмента за все управленческие решения. Но в современной системе управления наукой, действующей в нашей стране, личная ответственность законодательно предусмотрена только для исполнителей.
Арман привел известный пример – задержка уполномоченным органом принятия решения о финансировании научных и научно-технических проектов и исследований в рамках грантового и программно-целевого финансирования. Это происходит из года в год, нынешний не стал исключением. Заканчивается июнь, а заседания национальных научных советов по Конкурсу молодых учёных, «Жас ғалым», конкурсу, объявленному Министерством сельского хозяйства, ещё продолжаются. Неизвестно сколько времени решения ННС будут утверждаться уполномоченным органом, затем начнется процесс выделения финансирования, который тоже занимает время. В лучшем случае к непосредственному выполнению планов реализации научных проектов за 2024 год учёные смогут приступить в сентябре-октябре, а в ноябре-декабре им уже надо будет сдавать отчёты о проделанной за этот год работе. При этом за задержки сдачи отчётов даже на один день исполнители наказываются штрафом.
Тут удивительны сразу несколько фактов. Во-первых, абсолютная безнаказанность уполномоченных органов, привычно затянувших с объявлением конкурсов. Во-вторых, то, что все отчёты сдаются, как правило, в срок. Видимо, учёные уже приспособились к стилю работы государственных уполномоченных органов. Обвинять в этом учёных было бы странным, они, как умеют, выживают в бюрократической неповоротливой системе, навязанной им чиновниками. Как это сказывается на качестве научных исследований, уполномоченный орган не волнует. Никого не волнует и то, что курс тенге за этот период изменился и закупить планируемое оборудование для научных исследований уже будет проблематично. Главное, деньги распределены до окончания финансового года, отчёты предоставлены. Я не идеализирую наш казахстанский бизнес, но представить такие условия в бизнес-среде просто невозможно.
А вот если бы руководители уполномоченных органов за подобные «задержки» также несли личную финансовую ответственность из собственного кармана, то ситуация, я уверен, изменилась бы в кратчайшие сроки.
Бывают ли задержки в передаче заявок в уполномоченный орган по вине Национального центра государственной научно-технической экспертизы?
«Бывают, но значительно реже и не в этом конкретном случае. Повторюсь, НЦГНТЭ организует процедуру государственной научно-технической экспертизы и работу ННС. Еще 6-7 лет назад в стране проводилось только по одному конкурсу на грантовое и программно-целевое финансирование в три года, сегодня в год проводится до 10 конкурсов, количество заявок выросло в сотни и даже тысячи раз. При этом штатное количество сотрудников центра и их заработная плата не менялась. Странно слышать обвинения в том, что мы не говорили, не писали, не поднимали вопросы о недостаточном финансировании Центра. С этой темы начинались все встречи с представителями уполномоченного органа. Чиновники от науки об этих проблемах осведомлены лучше всех, все расчёты и обоснования у них на руках. Ходить с протянутой рукой и зацикливаться на одних просьбах не в моих правилах. Мы попробовали и у нас получилось начать зарабатывать самим, именно это позволило коллективу закрыть год с прибылью, несмотря на все сложности и большие нагрузки. И именно это в конечном итоге чиновники и их сторонники поставили мне, как руководителю, в вину – надо было просто работать на те деньги, что даёт государство», – говорит Кашкинбеков.
Кашкибеков выражает чёткую свою позицию на том, что акционерные общества, в том числе те, единственным акционером которых является государство, это бизнес структуры, созданные именно для того, чтобы в интересах государства решать самые актуальные задачи с позиций передового бизнес-менеджмента.
Деньги у государства просили все руководители АО «НЦГНТЭ», думаю, не ошибусь в том, что будут просить и дальше. Проблема в том, что возможности государства сегодня ограничены и есть гораздо более уязвимые группы нашего населения (да простят меня учёные) и области экономики, нуждающиеся в бюджетной финансовой поддержке. Даже не пытаться в этих условиях зарабатывать самим, с моей точки зрения, является банальным иждивенчеством. Тем более что законом и уставами такая деятельность для акционерных обществ предусмотрена. Но гораздо легче ходить с протянутой рукой и все нерешенные вопросы списывать на отсутствие средств и «плохих» исполнителей.
Кашкинбеков убеждён, что именно бюрократия сегодня тормозит развитие науки в стране. Не раз слышал от предпринимателей, что на их обращения к учёным за помощью в решении научно-технологической проблемы, они получали примерно такой ответ: напишите нам заявку, когда будет объявлен конкурс по коммерциализации научных и научно-технических проектов, мы её подадим и получим финансирование от государства. Вы сэкономите свои средства, мы получим грант, чиновники внесут это в свой актив. Вроде все в выигрыше. Но этот процесс может занять несколько лет, значительно увеличить стоимость проекта (экспертизы, отчеты тоже стоят денег, правда государственных). И хотя бизнес готов платить здесь и сейчас, но учёным выгоднее идти по привычным алгоритмам системы, получая при этом гарантированные бонусы от государства.
Мы сами выстроили систему, когда учёным выгоднее бороться за гранты, чем работать в связке с бизнесом. Этим и объясняется неэффективность взаимодействия этих отраслей: наука функционирует по лекалам государственной системы, бизнес развивается в конкурентной среде по своим законам, говорит Арман.
Нормальный бизнес, тем более крупный, по таким бюрократическим правилам играть не будет. Для меня было важно сломать стереотипы руководителей крупных корпораций и ввести их в реальную научную среду, показать им перспективы, создать такие условия, чтобы все научные, научно-технологические исследования, проводимые в стране за государственные деньги, проходили единую государственную научно-техническую экспертизу. В этом направлении были достигнуты определенные успехи. Подписаны меморандумы о сотрудничестве с крупными государственными корпорациями. Был сделан реальный шаг навстречу между научными организациями и бизнесом. Сейчас мне трудно прогнозировать, как это сотрудничество будет развиваться дальше.
Буквально на днях Сенатом Парламента одобрен проект Закона «О науке и технологической политике», который также подписан Президентом страны.
Принятие нового закона требует пересмотра многих подходов в экономике в целом. Страна встает на новый путь экономического развития, меняются приоритеты и индикаторы. Это требует свежего взгляда, научно-обоснованных решений в области экономики.
Возможно, многие наши предыдущие стратегические планы развития, которые в большинстве своём остались только на бумаге, были не эффективными потому, что не были подкреплены масштабными научными исследованиями и научными обоснованиями? И, по моему мнению, это еще одно подтверждение полного отсутствия стратегического мышления у чиновников от науки.
Новый Закон «О науке и технологической политике» предполагает, что все организации, задействованные в его успешной реализации, должны стать современными высокотехнологичными компаниями. В первую очередь это касается АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы». Автоматизированная информационная система, созданием которой по праву гордятся мои предшественники, решила многие задачи и подняла на новый уровень весь процесс государственной научно-технической экспертизы. Следующим шагом должно стать создание единой информационной системы «Наука Казахстана».
Но пока идут одни разговоры, никаких средств на поддержку, не говоря уже о развитии АИС НЦГНТЭ не выделяется, система морально устаревает, об этом постоянно говорится, представлены десятки презентаций, обоснований, все поддерживают, но денег нет. Попытка начать зарабатывать вызвала осуждение. Такими темпами цифровизация науки будет всегда отставать от передовых трендов. На данный момент речь идет уже не о развитии, а о поддержании цифровизации науки на позавчерашнем уровне рассказывает Арман.
“Я понимаю большинство представителей научного сообщества Казахстана, которые занимаются своими делами и устало наблюдают за всей этой ситуацией в управлении наукой. Кто-то отправлен в неоплачиваемые отпуска, кто-то ждёт результатов экспертизы своих заявок, кто-то занят выполнением уже выигранных проектов. В любом случае многие понимают, что выступать с критикой опасно, найти работу учёному сложно, а незаменимых в системе нет.
В то же время выигранный грант даст возможность несколько лет заниматься своим делом, пока чиновники будут заниматься своим – требовать отчёты и рассказывать о том, каких высот может достичь казахстанская наука в будущем. Но это и есть прямой путь к застою. Учёные, научные организации уже сегодня могут самостоятельно включаться в решение многих технологических, социальных, гуманитарных проблем страны. А система финансирования и управления должна стать более гибкой и подстраиваться под учёных, предлагающих эффективные решения, а не наоборот”,- отмечает Кашкинбеков.
Надеяться на то, что повышение финансирования сможет кардинально изменить ситуацию наивно. Ситуация может измениться только тогда, когда к руководству министерством, комитетом науки придут учёные с мышлением технологического предпринимателя или люди из инновационного бизнеса с качественным научным бэкграундом. Уверен, такие люди в Казахстане есть, но пробиться на чиновничий Олимп для них пока невозможно, команда действующих руководителей держит оборону, отсеивая всех, кто имеет собственное мнение добавил Арман.
Кто будет заниматься созданием наукоёмких производств, о которых не раз говорил Глава государства К. Токаев? Чиновники, которые работают в условиях режима наибольшего благоприятствования для самих себя? Но ни один уважающий себя предприниматель и бизнесмен не согласится на такое партнерство.
В бизнесе большую роль играют не только инвестиции, но и скорость принятия решений, личная ответственность всех партнеров, взаимное уважение и доверие, основанное на соблюдении законодательства.
Только в таких условиях реализуется стратегия «win-win», когда в выигрыше остаются все участники и победа достигается без проигравших. Пока такие условия для развития в стране наукоёмкого бизнеса не созданы, доверия со стороны бизнеса к чиновникам от науки пока тоже нет. Предпринимателям просто не выгодно играть по правилам, навязываемым сверху. Нужно создавать гибкую адаптивную систему управления новой научной и технологической политикой.
Год назад на заседании Национального совета по науке и технологиям Глава государства дал нам четкие установки и ориентиры: «Одним словом, наступает новая реальность. Если мы не адаптируемся к этим изменениям, то можем остаться на обочине прогресса. Наша конечная цель – быть в числе ведущих стран, а не ведомых».
Путь к этой цели – создание и развитие современных инновационных производств, развитие научно-технологических предприятий, максимальное расширение инвестиционной привлекательности научно-технологического рынка в стране.
Как бы ни увеличились вложения государства в науку, их всегда будет недостаточно, тем более в сравнении с ведущими странами мира. Прямо сейчас происходит изменение вектора проблемы: от недостатка финансов к недостатку практик эффективного управления. На данный момент складывается впечатление, что руководители сферы науки пока просто не готовы к решению таких задач резюмировал Кашкинбеков.